НАЙМАНЫ

На территории Казахстана после исчезновения племен саков и сарматов (II — V век нашей эры) возникли первые государственные об­разования, в состав которых входили народности кангюи, яньцли. усуни и найманы. По данным древнекитайских ис­точников, они занимали прак­тически всю территорию Ка­захстана. Племена найманов издревле кочевали в Восточ­ном Казахстане, в основном, по отрогам Алтайских гор, Тарбагатайского и Калбинского хребтов, а также в сте­пных районах Балхашского и Семипалатинского регионов.

Как известно, казахи под­разделяются на три жуза, из Среднего выходят найманы.

История казахов, в том числе найманов, описывалась многими исследователями монголов, китайцев, России. Казахстана до революции и в наше время неоднократно. Одним из собирателей исто­рии найманов в 1960—80 го­ды был аксакал Кембай Сейсебаев. Он в 1970 годы, яв­ляясь общественным коррес­пондентом Института истории, археологии и этнографии име­ни Ч. Валиханова Академии Паук Казахской ССР, внес свой определенный вклад. В 1973 году, находясь в п. Белоусовка Глубоковского рай­она ВКО, безвозмездно пе­редал в этот институт руко­писный альбом истории най­манов. По описанию аксака­ла в XV—XVIII веках най­маны населяли Каракумы вдоль Амударьи (они даже жили на территории Афганис­тана) некоторую часть За­падного Казахстана до Ки­тая, центральный и северный Казахстан (Жезказган, Кара­ганда, Акмола, Кустанай, Кокшстау. Павлодар), юго- восточный и восточный регионы нашей республики, часть из них находилась в Монго­лии и Китае. В настоящее время найманы проживают в ряде стран дальнего зарубе­жья (Китай, Монголия, Па­кистан, Афганистан, Турция, Франция, США, Великобри­тания и другие).

Найманы вели в основном кочевой образ жизни. Вмес­те с тем в последние столе­тия часть из них становилась оседлой и занималась сель­ским хозяйством. ^

Теперь о том, кто же был сам Найман. У Казаха были три сына (Акарыс—старший жуз, Бекарыс—средний жуя, Жанарыс — младший жуз). От первой жены Бекарыса « родились два сына: Сарманай и Шолмак, от второй жены

—       Кыпшак и Конырат. В свою очередь от первой жены Сарманая: Мейрамсопы и Аксопы. Сыном последнего яв­ляется Найман.

Аксопы в 25 лет погибает от рук врагов, а пятилетний Найман и трехлетняя его сестра Сара воспитываются у деда Сарманай. Мать Най­мана отдают в жены друго­му сыну Сарманая — Казыбаю, родившемуся от второй жены. От Мейрамсопы идет род Аргына. от Козыбая — Уак и Керей. Следует отме­тить, что из этих родов: Аргын, Найман, Уак, Керей, Кыпшак и Конрат формируется весь Средний жуз. Найман до 65 лет не имел детей

от первой жены (она была ро­дом из знатной туркменской семьи). Он взял к себе на воспитание Елтая — сына Шолмака, младшего брата деда Сарманая. Позже, в 81 год, Найман женится второй раз. От этой жены Бог дал сына Токпана. В 13 лет его женят на двенадцатилетней дочке известного бая Дулата из Старшего жуза.

После трех лет совместной жизни двух молодых, Токпан умирает от тяжелой болезни, а следом, не перенеся этого горя, и его мать. Девяносто­четырехлетний Найман и сно­ха Аксулу остаются вдвоем (приемный сын Елтай жил отдельно).

Джигиты из родов Аргын, Керей. Уак и другие, засы­лая сватов, не дают покоя Аксулу. Тогда она. с разре­шения тестя, уезжает к от­цу Дулату. По приезду, пе­решагнув порог отцовской юрты, падает и начинает пла­кать. Отец спрашивает: «Ты что здесь рыдаешь! У тысяч девушек умирают мужья». Дочь отвечает: «Отец, я не о том плачу, меня одолевает горе, что известный у каза­хов, Ваш уважаемый сват и добрый человек Найман ос­тался без потомства». И гово­рит. что у младшего брата отца Акмурына есть дочь Дамели, ее и надо засватать Найману.

Отец приглашает брата к себе и получает его согласие. Аксулу вместе с двоюродной сестрой Дамели, приезжает домой и устраивает той, вы­дав се замуж за тестя. Через год Дамели рожает сына. Ак­сулу вызывает отца и просит его дать ребенку имя. Сына Наймана называют Белгибаем. Тем временем обиделся старший брат Наймана Ар­гын: «По традиции, имя ре­бенку должен был выбрать я, почему это сделал Дулат?» Тогда сват говорит, что и Ар­гын может дать свое имя ма­льчику. Аргын дал ребенку второе имя — Окриш. Через два года, в 97 лет, умирает Найман. После этого Аксулу выдает Дамели замуж за приемного сына Наймана — Елтая, а Белгибая (Окриша) оставляет на воспитание се­бе. Когда Белгибаю исполня­ется 15 лет, Аксулу просит аксакалов и своих родствен­ников дать согласие на ее брак с Белгибаем. т. к. он является сыном Наймана.

Аксакалы, посоветовавшись, определили, что «шариат» допускает это: ведь Белгибай не вскормлен ее молоком. В сорок лет Аксулу рожает сына Суинши. Затем, считая, что стара для Белгибая, вы­дает за него свою молодую сестру Токсулу. Но послед­ней Бог не дал детей. Через некоторое время Аксулу ро­жает от Белгибая второго сына, его назвали Сугирши. Этого ребенка Токсулу заби­рает себе на воспитание.

Токсулу, чувствуя себя ви­новатой перед Белгибаем, в жены ему сватает свою кра­сивую и молодую племянни­цу Каракоэсулу, которая че­рез год родит ему сына Отегена. Таким образом, от трех сыновей Белгибая (Суинши, Сугирши, Отеген) произошла многомиллионная народность найманы.

Найманы постоянно вели борьбу против иноземных захватчиков. Они имели боль­шое количество воинов и ус­пешно отражали набеги кип­чаков, киргизов, монголов и джунгаров. Даже Чингисхан первона ч а л ь н о, пока не укрепил свою власть, побаи­вался найманов. Не случайно они оказали ему ожесточен­ное сопротивление.

В XVIII веке найманы не­однократно разбивали войска джунгаров. Последние круп­ные сражения с ними отме­чались в 1745, 1755—58 го­дах. Наиболее значительное сражение с джунгарами про­изошло при Шорге, 250-ле­тие которой отмечалось в 1995 году. Джунгарские пол­чища весной 1745 года в до­лине реки Шорга вероломно напали на ауылы найманов, вынудив их бежать на Калбинские хребты. Немедля был созван Курултай основных казахских родов. Военный совет под руководством Абылайхана, на котором высту­пили батыры Кабанбай, Богенбай, Оракбай. Шорек, Косыбай и другие обсудил план боевых действий. Был принят план батыра Кабанбая родом из найманов. По его замыслу, намечалось, проводя неболь­шими отрядами разведку боем установить расположение  сил противника. Затем нанес­ти решительный удар, окру­жить и уничтожить джунгар в Шогринской долине, кото­рая расположена вдоль реки Шогра в Зайсанской котлови­не, на левом берегу озера Зайсан. С восто­ка долина ограждена горами Манырак, с запада — Калбинскими. а с юга — Тарбагатайскими хребтами. Здесь можно было развернуть круп­ное сражение конных войск. Этот план был успешно прет­ворен; враг разбит, остатки войск взяты в плен.

Историческое значение Шогринского сражения с джунгарами заключается в том, что оно серьезно повлия­ло на последующее уничто­жение Джунгарсксго государ­ства Цинской империей в 1758 году.

 

Наиболее известными потомками найманов, про­исшедшими от уже наз­ванных трех сыновей Белгибая. являются: Каракерей, Матай, Тортуыл, Садыр (от Суйинши), Бура, Кокжарлы, Отетай и Сар­жомарт (от Сугирши), Караулжасык (от Отегена).

Одним из самых автори­тетных и уважаемых праде­дов является Саржомарт. Он имел трех жен. От первой родился сын Уак. Женив­шись второй раз на Алтыншаш (жена двоюродного бра­та Сарманая, который в 20 лет погиб от рук врагов). Саржомарт воспитал двух пришедших с ней сыновей Бақанас {позже Бура) н Бакы (в народе звали Кокжарлы). Алтыншаш родила еще трех сыновей: Байдалы. Баганалы и Балталы. От тре­тьей жены был сын Актопай. который в свою очередь имел шесть сыновей (Бида­лы, Жансары, Баржаксы. Шамел, Андагул. Бозокпе).

Саржомарт по делам час­то уезжал из дома, порой отсутствовал по пять-шесть месяцев. Его байбише недолюбливала 15-летнего Бакы и 12-летнего Баканас, зачастую обижала, ребята, по совету матери, однажды убежали в Ташкент с узбе­ками. которые приезжали закупить скот. Саржомарт долго переживал уход двух сыновей. В то время в ау­ле разразился «жут», сле­дом пришел голод.

Саржомарт из своего та­буна выделил сто кобылиц под закол и спас своих род­ственников и людей в своем окружении от смерти. За такую щедрость его и прозва­ли «Саржомартом» вместо Сары. (Жомарт — щедрый). Прошло время и он решил отыскать своих детей. В Ташкенте, через знатных людей, он нашел сыновей и, отдав большой выкуп, вер­нул их. По приезду домой сыновей прозвали  по виду  выкупа с каждого Бакы — Кокжарлы (синегривый) а Баканас — Бура (самец верблюда). Их потомки про­живают сегодня в Уланском районе нашей области. На­пример, род Кокжарлы, их называют 7 кокжарлы (1 Каршыга, 2 — Каратай. 3 Андагул, 4 — Жарке, 5 Жарымбет, 6 — Мунаитпас, Оразкелды-Отемыс).

От внука Жаулыбай Сарыжомарт имел семь правнуков (Амансиык, Асылбай, Алсы- нык, Тенизбай, Калгуты. Кус­ты и Канай). Потомки послед­них пятерых, якобы, прожива­ют сейчас в Афганистане. По­томки Амансиыка, к числу которых относится ваш по­корный слуга, живут в Курчумском, Катон-Карагайском Зыряновском, Маркакольском, Зайсанском ре­гионах. а Асылбая— в Улан­ском и Самарском районах (всех их называют верхними найманами). Родословная ав­тора настоящей статьи сле­дующая: Саржомарт, Байда­лы, Жаулыбай, Амансиык, Сарша. Бокас. Абакай, Баймурат, Аманкул. Байгел, Садырбай, Кокибай, Сейсебай, Кембай, Капез, уроженец села Пугачева Курчумского района нашей области. Най­маны достаточно богаты ба­тырами тех лет и героями нашего времени.

К ним относятся: Тогас, Тазаркул, Косай, Кабанбай, Бармак. Айшуак, Шумык, Зайнолда из рода Байжигит;

торе Барак, Мырзаш, Садырбай. Бердаулет, Ережеп, Даулетбай. Тукыбай, Корпебай. Алдияр, Есенгул, Жан- тай. Та mi бек, Баймурат. Бооамбай из каракереев: Каратал, Карабабас, Танаш, Куркебай. Барак, Кокжарлы: Темнрбай. Кыйкым из Саржомарта: Тауке из Тортуылов, Кокжарлы Барак и дру­гие

Героями Советского Сою­за — Толеген Тохтаров, Изгутты Айтыков. Помимо их, тысячи найманов из Восточ­ного Казахстана защищали Родину от немецких захват­чиков. в том числе извест­ный писатель, один из ксь. мандиров партизанского от­ряда на Украине Касым Кайсенов.

Высокое звание Героя Со­циалистического Труда полу­чили более 20 наших земля­ков, в том числе Б. Китапбаев (председатель колхоза им. Ленина Большенарым- ского района), Т. Ахметов (лесоруб Зыряновского лес­промхоза), Д. Асанов (чабан колхоза Маркакольский), К. Ангышбаев (табунщик, ов­цевод Курчумского района), Б. Айдарханов (металлург Лениногорского ПМК), Ж. Алдабергенов (металлург УК СПК) и многие другие.

История найманов хранит многие сказания, своеобраз­ные народные легенды. Сре­ди них можно отметить сле­дующие.

У Садырбая, из рода каракерей — Кожамбет. было три сына (Боке, Сатыпалды и Еспембет). В одном из переездов на жайляу Еспембет за что-то побил свое­го сына Бегимбета, послед­ний. обидевшись иа отца, не поехал с  караваном. Опере­див его и подкараулив, он, выстрелом из ружья, убил своего отца. Сам убежал к калмыкам, жившим по со­седству. По истечении ряда лет Боке и Сатыпалды, по приглашению калмыков при­ехали к ним в гости. На од­ном из праздников Боке уз­нал своего родственника Бе­гимбета и решил убить его. Однако брат Сатыпалды сказал, что нужно увести его домой, женить и оста­вить потомство. Братья при­везли племянника на роди­ну и пять раз его женили. От восьми его сыновей образо­вались десятки ауылов.

Сын Айрама Жанкул из рода Каракерей-Кожамбет решил взять второй женой Кульбаршин — дочь соседа Балыкбая из рода керей и заплатил положенный ка­лым.

Через некоторое время   узнав, что невеста бере­менна от его сына Кожамбета, прогнал Балыкбая из своих владений, а сына вы­гнал из дому. Балыкбай по­том батрачил у узбеков. Кульбаршин рожает сына и называет его Жартыбас (то есть, в переводе, полголовы, т к. незаконнорожденный). Тем временем, родственники Жанкул а, собравшись к не­му, отругали его и потребо­вали вернуть домой сына Кожамбета.

Кожамбет, став видным джигитом, сделал много хо­роших дел для своих соро­дичей. Однажды, вместе с друзьями поехал на курылтай. По дороге встретился с мальчиком, пасшим овец. Тот назвал себя сыном Кожамбета. Кожамбет нашел хозяина пастуха и, отдав ему положеиный выкуп, увез домой своего сына с его мате­рью. По приезду женился на Кульбаршин и усыновил Жартыбас, дав ему новое имя Шагырша, который стал пятым его сыном.

Уместно сказать несколь­ко слов и о батыре Тогас. У китайцев был хан Турсын, который славился своей пря­молинейностью и крутым нравом. Главнокомандующий его войсками батыр Жоя до­говорился с батырами Най­мана сместить Турсына  и его батыра Моинсыза. Жоя обещал сделать ханом того, который привезет голову Турсына и Моинсыза. Для чего было направлено войс­ко под руководством сына Тогаса батыра Назаркула.

Тот наголову разбил войска Турсуна и Моинсыза, отру­бив последним головы. И забрав пять красивых деву­шек и много других тро­феев, решил возвратиться домой. Но его настигли пре­следователи и убили. Отец Назаркула батыр Тогас, раз­бив остатки врагов, приво­зит трофеи батыру Жоя. Тот дает ему право 17 лет быть ханом. По приезду Тогас бе­рет себе в жены девушку по имени Нурбике, Жанбике достается батыру Назару, Акбике — младшему брату Жумыку, Кызбике Аргыну (старший брат Наймана. Сарбике отдается в жены младшему брату Мамбету.

 

Наиболее знаменитым из батыров Казахстана в XVII веке, в период ханства Аблая был Кабанбай-батыр. Под его руководством батыры трех жузов: Наурызбай. Малайсары, Олжай, Жасыбай, Ерназар, Жанибек, Карашокай, Кокжал-Барак, Каскары, Кошкар, Баян, Бармак, Есенгел- ды, Оразымбет, Бекжан, То- *тас, Косай, Богенбай, Актанберды, Матай, Шонкей, Алтыбай, Даулетбай, Кушик и другие с 1605—1760 гг. ве­ли освободительную войну с джунгарами, калмыками и киргизами. Кабанбай-батыр руководил войсками при оса­ждении джунгарами Туркес­тана, участвовал в сражениях в районах Алаколя, Шубар- тай, Балхаша, Шагана, Шор- гы и Джунгарских ворот. Также постоянно вел борьбу против калмыков. Его считали львом казахского народа. Батыр участвовал более чем в 100 сражениях и в 50-ти личных единоборствах. Пока­зывал достойный пример сво­им сородичам не только в бо­гатырской силе и ловкости, но и в патриотизме, предан­ности своему народу.

Вторым, заслуживающим большого уважения потом­ков, батыром найманов (да и не только найманов) являет­ся Барак, его называют Кокжал-Барак. Он родился в 1701 году в Жарминском районе нашей области, происходит из рода Саржомарт — Кокжарлы—Отей (отец его Шурек). Участвовал в сражениях в районе Шорты, «Мойынши», Аягуза и других. Барак имел богатырское телосложение, неоднократно в единоборстве с врагами выходил победите­лем.

Курчумским регионам не­когда правил калмыкский ба­тыр Курсин (видимо, слово «Куршим» возникло от этого), Батыры казахов решили про­гнать его оттуда. Бараку в это время было 16 лет. Со­родичи, ссылаясь, что он молод не взяли его с  собой. Через месяц Барак. подобрав 20 жигитов, поехал в поиски своих невернувшихся братьев. После трехдневного пути они обнаружили своих в лесу. Выяснилось, что Курсин со своими воинами, с забранны­ми из казахских ауылов бо­гатствами не вступил в бой, а создав мощную оборону, сидит в одном из ущельев, закрыв вход в него изнутри воротами. Говорят, и сегодня имеется в районе Теректыбулак «Унгир-сай» в переводе «глубокое ущелье-лог>. Воз­можно, это и есть тот самый «Сай».

Барак, получив разреше­ние братьев, спустился один в ущелье и открыл ворота, чем внес суматоху в стан вра­гов. Родичи Барака вошли в ущелье.

Ошеломленный Курсин спасся бегством. После этого все батыры решили передать Бараку во владение освобож­денный Курчумский регион. Тот разделил его между ро­дами Отей, Саржомарт, Акнайман, Бура, Таз, Жарке и другие. И вместе с батыром из Саржомарта Танашем ох­ранял покой своего народа. В последний год жизни у ба­тыра Барака в одном из сра­жений с киргизами от пули пала лошадь. Он продолжил драться с врагами пеший. Киргизы, видя, что батыр не сдался, прекратили бой. Они обратились к нему с такой просьбой: «Казахи все равно нас не оставят в покое, если  вы  не  против, покажите  нам свою гриву»(По  рассказам очевидцев, на  спине  у Барака была сизая грива, и что он владел гипнозом).Когда батыр, сбросив свои доспехи,

показал гриву, один из кир­гизов пустил ему в спину кинжал. Так нелепо погиб батыр Барак. В этот момент Аблайхаи со своим войском настиг врагов и разбил их наголову. Стояли жаркие лет­ние дни, и погибшие, в том числе батыр Барак, были по­хоронены на поле боя. Баты­ру было воздвигнуто спе­циальное надмогильное соо­ружение. При этом для клад­ки стен использовали головы убитых животных, чтобы соз­дать шумовой эффект. Впос­ледствии останки Барака, го­ворят, были перевезены ба­тыром Танашем на родину. Танаш-батыр слыл люби­мым другом, младшим бра­том батыра Барака и воспи­танником великого Кабанбая. Танаш много лет вместе с ним воевал против джунгар.

По имеющимся сведениям, Танаш, разбив войска кирги­зов, убил их батыра Тогалака, отомстив за батыра Бара­ка. Танаш участвовал в сра­жениях в 1730—1760 гг. про­тив джунгар, калмыков, кир­гизов под руководством Аблайхана.  Именем Танаша названы: сопка, жайляу в Курчумском районе, в Таскескенском районе Семипала­тинского региона один из пе­реходов Калбинского хребта, через который им были из­гнаны калмыки. Он много раз воевал с калмыками, что­бы освободить сородичей, проживающих в Уланском районе. Под руководством Танаша сражения в этом районе происходили у Майтубека, Алгабаса и Сибинских озер. В одной из битв возле Таргына Танаш убил калмык­ского предводителя батыра Конкая.

Танаш—выходец из Саржомарта (Саржомарт, Байдалы, Жаулыбай, Асылбай, Досымбет, Назар, Байбол, Танаш), Батыром, вышедшим из ро­да найманов-саржомартов, яв­ляется и Куркебай. По рас­сказам очевидцев, оя умер в 1916 году в возрасте 85 лет. Его родословная следующая: Саржомарт, Байдалы, Жаулыбай, Амансылык, Бокас, Айткул, Сайке, ЗКануэак, Арыстан, Казангап. Байдос, Куркебай. Он боролся против царского самодержавия и местных баев. Однажды влас­ти направили 60 солдат, что­бы поймать его и арестовать. Куркебай всех перебил до единого. О нем ходит очень много легенд. В одной из них говорится, что он охранял владения земляков в Улан­ском и Курчумском районах, жил в Алтайских горах и пил воду из реки Курчум. Батыр, преследуемый царскими вла­стями. уехал к кереям (тер­ритория Китая), затем в Ма­нчжурию, где местное начальство передало его губерна­тору Омска.

Губернатор, наслышанный о его ловкости и меткости, а также душевной доброте и безвредности, поставил сле­дующее условие. «Вон прохо­дит один человек. Если ты выстрелом из этого ружья снимешь с него шляпу, я от­пущу тебя навсегда». Курке­бай исполнил просьбу губер­натора и вернулся на родину.

Об истории найманов мож­но написать многотомную книгу. Материала, собранного аксакалом Кембаем (моим от­цом), вполне достаточно. Я бы хотел немного сказать о нем. Имел он всего лишь три класса образования. Не ус­пев закончить Семипалатин­скую совпартшколу, работал председателем ауылсовета, секретарем партийной орга­низации рудника «Степной» Курчумского района. В 1939 году после окончания курсов партпропагандистов, до ухода в Советскую армию в 1942 г. работал директором Курчум­ского заготживсырья. С фро­нта вернулся инвалидом пер­вой группы. Будучи инвали­дом Отечественной войны, исполнял обязанности пред­седателя сельсовета в с. Пу­гачеве Курчумского района, а в селе Маралихе этого рай­она работал до 1995 года ди­ректором подсобного хозяй­ства разведочно — эксплуата­ционного рудника. В 1960- 85 годы занимался сбором материалов об истории най­манов.

В этот период ушли из жизни многие особо отличив­шиеся товарищи. Среди них коммунист Павел Карташов, который погиб от рук врагов. Его похоронили в селе Пуга­чеве. Памятник ему стоит и сегодня.

В борьбе за установление и укрепление советской влас­ти деятельное участие при­нимали Копен Ибраев, Аргын- тай Исин, Маит Раисов, Кылац Ауганбаев, Халел Смагулов, Иван Карпов, М. Садыков, В. Гадаев и другие.

Большая часть материалов, собранная моим отцом, в свое время была передана в «Ка­зах адебиеты» (орган правле­ния Союза советских писате­лей Казахстана), институт имени Ч. Валиханова Акаде­мии Наук, Казахской ССР. роздана отдельным лицам. К сожалению, все исчезло бес­следно.

Дорогой читатель, если вас заинтересует история найма­нов, то я к вашим услугам. Мне жаль, что в молодые го­ды не смог помочь отцу в его нужном деле. Теперь вот сам взялся за перо.

И мне знакомы места и не­которые дела, описываемые аксакалом Кембаем, ибо я сам уроженец этого замеча­тельного края. На руднике Маралиха в 1953 году окон­чил русскую среднюю школу. В тот период директором был уважаемый математик Степан Петрович Астапов, завучем— литератор Савелий Иванович Леонтьев, еще трудился за­служенный педагог, аксакал Кусаин Абушаев. Низкий по­клон им и всему коллективу этой замечательной школы, воспитавшей многих прекрас­ных людей, в том числе под­полковника КГБ Акатая Алипанова, горного инженера Куншуака Кисамбиева, Кенжебека У кина (бывшего вто­рого секретаря обкома пар­тии), Ермака Абушаева (быв­шего секретаря Зайсанского, Курчумского райкомов пар­тии). инженера-строителя, чернобыльца Кокена Дюсюпова и многих других.

Капез СЕЙСЕБАЕВ.

Усть-Каменогорск