Племя Найман
НАЙМАНЫ
На территории Казахстана после исчезновения племен саков и сарматов (II — V век нашей эры) возникли первые государственные образования, в состав которых входили народности кангюи, яньцли. усуни и найманы. По данным древнекитайских источников, они занимали практически всю территорию Казахстана. Племена найманов издревле кочевали в Восточном Казахстане, в основном, по отрогам Алтайских гор, Тарбагатайского и Калбинского хребтов, а также в степных районах Балхашского и Семипалатинского регионов.
Как известно, казахи подразделяются на три жуза, из Среднего выходят найманы.
История казахов, в том числе найманов, описывалась многими исследователями монголов, китайцев, России. Казахстана до революции и в наше время неоднократно. Одним из собирателей истории найманов в 1960—80 годы был аксакал Кембай Сейсебаев. Он в 1970 годы, являясь общественным корреспондентом Института истории, археологии и этнографии имени Ч. Валиханова Академии Паук Казахской ССР, внес свой определенный вклад. В 1973 году, находясь в п. Белоусовка Глубоковского района ВКО, безвозмездно передал в этот институт рукописный альбом истории найманов. По описанию аксакала в XV—XVIII веках найманы населяли Каракумы вдоль Амударьи (они даже жили на территории Афганистана) некоторую часть Западного Казахстана до Китая, центральный и северный Казахстан (Жезказган, Караганда, Акмола, Кустанай, Кокшстау. Павлодар), юго- восточный и восточный регионы нашей республики, часть из них находилась в Монголии и Китае. В настоящее время найманы проживают в ряде стран дальнего зарубежья (Китай, Монголия, Пакистан, Афганистан, Турция, Франция, США, Великобритания и другие).
Найманы вели в основном кочевой образ жизни. Вместе с тем в последние столетия часть из них становилась оседлой и занималась сельским хозяйством. ^
Теперь о том, кто же был сам Найман. У Казаха были три сына (Акарыс—старший жуз, Бекарыс—средний жуя, Жанарыс — младший жуз). От первой жены Бекарыса « родились два сына: Сарманай и Шолмак, от второй жены
— Кыпшак и Конырат. В свою очередь от первой жены Сарманая: Мейрамсопы и Аксопы. Сыном последнего является Найман.
Аксопы в 25 лет погибает от рук врагов, а пятилетний Найман и трехлетняя его сестра Сара воспитываются у деда Сарманай. Мать Наймана отдают в жены другому сыну Сарманая — Казыбаю, родившемуся от второй жены. От Мейрамсопы идет род Аргына. от Козыбая — Уак и Керей. Следует отметить, что из этих родов: Аргын, Найман, Уак, Керей, Кыпшак и Конрат формируется весь Средний жуз. Найман до 65 лет не имел детей
от первой жены (она была родом из знатной туркменской семьи). Он взял к себе на воспитание Елтая — сына Шолмака, младшего брата деда Сарманая. Позже, в 81 год, Найман женится второй раз. От этой жены Бог дал сына Токпана. В 13 лет его женят на двенадцатилетней дочке известного бая Дулата из Старшего жуза.
После трех лет совместной жизни двух молодых, Токпан умирает от тяжелой болезни, а следом, не перенеся этого горя, и его мать. Девяносточетырехлетний Найман и сноха Аксулу остаются вдвоем (приемный сын Елтай жил отдельно).
Джигиты из родов Аргын, Керей. Уак и другие, засылая сватов, не дают покоя Аксулу. Тогда она. с разрешения тестя, уезжает к отцу Дулату. По приезду, перешагнув порог отцовской юрты, падает и начинает плакать. Отец спрашивает: «Ты что здесь рыдаешь! У тысяч девушек умирают мужья». Дочь отвечает: «Отец, я не о том плачу, меня одолевает горе, что известный у казахов, Ваш уважаемый сват и добрый человек Найман остался без потомства». И говорит. что у младшего брата отца Акмурына есть дочь Дамели, ее и надо засватать Найману.
Отец приглашает брата к себе и получает его согласие. Аксулу вместе с двоюродной сестрой Дамели, приезжает домой и устраивает той, выдав се замуж за тестя. Через год Дамели рожает сына. Аксулу вызывает отца и просит его дать ребенку имя. Сына Наймана называют Белгибаем. Тем временем обиделся старший брат Наймана Аргын: «По традиции, имя ребенку должен был выбрать я, почему это сделал Дулат?» Тогда сват говорит, что и Аргын может дать свое имя мальчику. Аргын дал ребенку второе имя — Окриш. Через два года, в 97 лет, умирает Найман. После этого Аксулу выдает Дамели замуж за приемного сына Наймана — Елтая, а Белгибая (Окриша) оставляет на воспитание себе. Когда Белгибаю исполняется 15 лет, Аксулу просит аксакалов и своих родственников дать согласие на ее брак с Белгибаем. т. к. он является сыном Наймана.
Аксакалы, посоветовавшись, определили, что «шариат» допускает это: ведь Белгибай не вскормлен ее молоком. В сорок лет Аксулу рожает сына Суинши. Затем, считая, что стара для Белгибая, выдает за него свою молодую сестру Токсулу. Но последней Бог не дал детей. Через некоторое время Аксулу рожает от Белгибая второго сына, его назвали Сугирши. Этого ребенка Токсулу забирает себе на воспитание.
Токсулу, чувствуя себя виноватой перед Белгибаем, в жены ему сватает свою красивую и молодую племянницу Каракоэсулу, которая через год родит ему сына Отегена. Таким образом, от трех сыновей Белгибая (Суинши, Сугирши, Отеген) произошла многомиллионная народность найманы.
Найманы постоянно вели борьбу против иноземных захватчиков. Они имели большое количество воинов и успешно отражали набеги кипчаков, киргизов, монголов и джунгаров. Даже Чингисхан первона ч а л ь н о, пока не укрепил свою власть, побаивался найманов. Не случайно они оказали ему ожесточенное сопротивление.
В XVIII веке найманы неоднократно разбивали войска джунгаров. Последние крупные сражения с ними отмечались в 1745, 1755—58 годах. Наиболее значительное сражение с джунгарами произошло при Шорге, 250-летие которой отмечалось в 1995 году. Джунгарские полчища весной 1745 года в долине реки Шорга вероломно напали на ауылы найманов, вынудив их бежать на Калбинские хребты. Немедля был созван Курултай основных казахских родов. Военный совет под руководством Абылайхана, на котором выступили батыры Кабанбай, Богенбай, Оракбай. Шорек, Косыбай и другие обсудил план боевых действий. Был принят план батыра Кабанбая родом из найманов. По его замыслу, намечалось, проводя небольшими отрядами разведку боем установить расположение сил противника. Затем нанести решительный удар, окружить и уничтожить джунгар в Шогринской долине, которая расположена вдоль реки Шогра в Зайсанской котловине, на левом берегу озера Зайсан. С востока долина ограждена горами Манырак, с запада — Калбинскими. а с юга — Тарбагатайскими хребтами. Здесь можно было развернуть крупное сражение конных войск. Этот план был успешно претворен; враг разбит, остатки войск взяты в плен.
Историческое значение Шогринского сражения с джунгарами заключается в том, что оно серьезно повлияло на последующее уничтожение Джунгарсксго государства Цинской империей в 1758 году.
Наиболее известными потомками найманов, происшедшими от уже названных трех сыновей Белгибая. являются: Каракерей, Матай, Тортуыл, Садыр (от Суйинши), Бура, Кокжарлы, Отетай и Саржомарт (от Сугирши), Караулжасык (от Отегена).
Одним из самых авторитетных и уважаемых прадедов является Саржомарт. Он имел трех жен. От первой родился сын Уак. Женившись второй раз на Алтыншаш (жена двоюродного брата Сарманая, который в 20 лет погиб от рук врагов). Саржомарт воспитал двух пришедших с ней сыновей Бақанас {позже Бура) н Бакы (в народе звали Кокжарлы). Алтыншаш родила еще трех сыновей: Байдалы. Баганалы и Балталы. От третьей жены был сын Актопай. который в свою очередь имел шесть сыновей (Бидалы, Жансары, Баржаксы. Шамел, Андагул. Бозокпе).
Саржомарт по делам часто уезжал из дома, порой отсутствовал по пять-шесть месяцев. Его байбише недолюбливала 15-летнего Бакы и 12-летнего Баканас, зачастую обижала, ребята, по совету матери, однажды убежали в Ташкент с узбеками. которые приезжали закупить скот. Саржомарт долго переживал уход двух сыновей. В то время в ауле разразился «жут», следом пришел голод.
Саржомарт из своего табуна выделил сто кобылиц под закол и спас своих родственников и людей в своем окружении от смерти. За такую щедрость его и прозвали «Саржомартом» вместо Сары. (Жомарт — щедрый). Прошло время и он решил отыскать своих детей. В Ташкенте, через знатных людей, он нашел сыновей и, отдав большой выкуп, вернул их. По приезду домой сыновей прозвали по виду выкупа с каждого Бакы — Кокжарлы (синегривый) а Баканас — Бура (самец верблюда). Их потомки проживают сегодня в Уланском районе нашей области. Например, род Кокжарлы, их называют 7 кокжарлы (1 Каршыга, 2 — Каратай. 3 Андагул, 4 — Жарке, 5 Жарымбет, 6 — Мунаитпас, Оразкелды-Отемыс).
От внука Жаулыбай Сарыжомарт имел семь правнуков (Амансиык, Асылбай, Алсы- нык, Тенизбай, Калгуты. Кусты и Канай). Потомки последних пятерых, якобы, проживают сейчас в Афганистане. Потомки Амансиыка, к числу которых относится ваш покорный слуга, живут в Курчумском, Катон-Карагайском Зыряновском, Маркакольском, Зайсанском регионах. а Асылбая— в Уланском и Самарском районах (всех их называют верхними найманами). Родословная автора настоящей статьи следующая: Саржомарт, Байдалы, Жаулыбай, Амансиык, Сарша. Бокас. Абакай, Баймурат, Аманкул. Байгел, Садырбай, Кокибай, Сейсебай, Кембай, Капез, уроженец села Пугачева Курчумского района нашей области. Найманы достаточно богаты батырами тех лет и героями нашего времени.
К ним относятся: Тогас, Тазаркул, Косай, Кабанбай, Бармак. Айшуак, Шумык, Зайнолда из рода Байжигит;
торе Барак, Мырзаш, Садырбай. Бердаулет, Ережеп, Даулетбай. Тукыбай, Корпебай. Алдияр, Есенгул, Жан- тай. Та mi бек, Баймурат. Бооамбай из каракереев: Каратал, Карабабас, Танаш, Куркебай. Барак, Кокжарлы: Темнрбай. Кыйкым из Саржомарта: Тауке из Тортуылов, Кокжарлы Барак и другие
Героями Советского Союза — Толеген Тохтаров, Изгутты Айтыков. Помимо их, тысячи найманов из Восточного Казахстана защищали Родину от немецких захватчиков. в том числе известный писатель, один из ксь. мандиров партизанского отряда на Украине Касым Кайсенов.
Высокое звание Героя Социалистического Труда получили более 20 наших земляков, в том числе Б. Китапбаев (председатель колхоза им. Ленина Большенарым- ского района), Т. Ахметов (лесоруб Зыряновского леспромхоза), Д. Асанов (чабан колхоза Маркакольский), К. Ангышбаев (табунщик, овцевод Курчумского района), Б. Айдарханов (металлург Лениногорского ПМК), Ж. Алдабергенов (металлург УК СПК) и многие другие.
История найманов хранит многие сказания, своеобразные народные легенды. Среди них можно отметить следующие.
У Садырбая, из рода каракерей — Кожамбет. было три сына (Боке, Сатыпалды и Еспембет). В одном из переездов на жайляу Еспембет за что-то побил своего сына Бегимбета, последний. обидевшись иа отца, не поехал с караваном. Опередив его и подкараулив, он, выстрелом из ружья, убил своего отца. Сам убежал к калмыкам, жившим по соседству. По истечении ряда лет Боке и Сатыпалды, по приглашению калмыков приехали к ним в гости. На одном из праздников Боке узнал своего родственника Бегимбета и решил убить его. Однако брат Сатыпалды сказал, что нужно увести его домой, женить и оставить потомство. Братья привезли племянника на родину и пять раз его женили. От восьми его сыновей образовались десятки ауылов.
Сын Айрама Жанкул из рода Каракерей-Кожамбет решил взять второй женой Кульбаршин — дочь соседа Балыкбая из рода керей и заплатил положенный калым.
Через некоторое время узнав, что невеста беременна от его сына Кожамбета, прогнал Балыкбая из своих владений, а сына выгнал из дому. Балыкбай потом батрачил у узбеков. Кульбаршин рожает сына и называет его Жартыбас (то есть, в переводе, полголовы, т к. незаконнорожденный). Тем временем, родственники Жанкул а, собравшись к нему, отругали его и потребовали вернуть домой сына Кожамбета.
Кожамбет, став видным джигитом, сделал много хороших дел для своих сородичей. Однажды, вместе с друзьями поехал на курылтай. По дороге встретился с мальчиком, пасшим овец. Тот назвал себя сыном Кожамбета. Кожамбет нашел хозяина пастуха и, отдав ему положеиный выкуп, увез домой своего сына с его матерью. По приезду женился на Кульбаршин и усыновил Жартыбас, дав ему новое имя Шагырша, который стал пятым его сыном.
Уместно сказать несколько слов и о батыре Тогас. У китайцев был хан Турсын, который славился своей прямолинейностью и крутым нравом. Главнокомандующий его войсками батыр Жоя договорился с батырами Наймана сместить Турсына и его батыра Моинсыза. Жоя обещал сделать ханом того, который привезет голову Турсына и Моинсыза. Для чего было направлено войско под руководством сына Тогаса батыра Назаркула.
Тот наголову разбил войска Турсуна и Моинсыза, отрубив последним головы. И забрав пять красивых девушек и много других трофеев, решил возвратиться домой. Но его настигли преследователи и убили. Отец Назаркула батыр Тогас, разбив остатки врагов, привозит трофеи батыру Жоя. Тот дает ему право 17 лет быть ханом. По приезду Тогас берет себе в жены девушку по имени Нурбике, Жанбике достается батыру Назару, Акбике — младшему брату Жумыку, Кызбике Аргыну (старший брат Наймана. Сарбике отдается в жены младшему брату Мамбету.
Наиболее знаменитым из батыров Казахстана в XVII веке, в период ханства Аблая был Кабанбай-батыр. Под его руководством батыры трех жузов: Наурызбай. Малайсары, Олжай, Жасыбай, Ерназар, Жанибек, Карашокай, Кокжал-Барак, Каскары, Кошкар, Баян, Бармак, Есенгел- ды, Оразымбет, Бекжан, То- *тас, Косай, Богенбай, Актанберды, Матай, Шонкей, Алтыбай, Даулетбай, Кушик и другие с 1605—1760 гг. вели освободительную войну с джунгарами, калмыками и киргизами. Кабанбай-батыр руководил войсками при осаждении джунгарами Туркестана, участвовал в сражениях в районах Алаколя, Шубар- тай, Балхаша, Шагана, Шор- гы и Джунгарских ворот. Также постоянно вел борьбу против калмыков. Его считали львом казахского народа. Батыр участвовал более чем в 100 сражениях и в 50-ти личных единоборствах. Показывал достойный пример своим сородичам не только в богатырской силе и ловкости, но и в патриотизме, преданности своему народу.
Вторым, заслуживающим большого уважения потомков, батыром найманов (да и не только найманов) является Барак, его называют Кокжал-Барак. Он родился в 1701 году в Жарминском районе нашей области, происходит из рода Саржомарт — Кокжарлы—Отей (отец его Шурек). Участвовал в сражениях в районе Шорты, «Мойынши», Аягуза и других. Барак имел богатырское телосложение, неоднократно в единоборстве с врагами выходил победителем.
Курчумским регионам некогда правил калмыкский батыр Курсин (видимо, слово «Куршим» возникло от этого), Батыры казахов решили прогнать его оттуда. Бараку в это время было 16 лет. Сородичи, ссылаясь, что он молод не взяли его с собой. Через месяц Барак. подобрав 20 жигитов, поехал в поиски своих невернувшихся братьев. После трехдневного пути они обнаружили своих в лесу. Выяснилось, что Курсин со своими воинами, с забранными из казахских ауылов богатствами не вступил в бой, а создав мощную оборону, сидит в одном из ущельев, закрыв вход в него изнутри воротами. Говорят, и сегодня имеется в районе Теректыбулак «Унгир-сай» в переводе «глубокое ущелье-лог>. Возможно, это и есть тот самый «Сай».
Барак, получив разрешение братьев, спустился один в ущелье и открыл ворота, чем внес суматоху в стан врагов. Родичи Барака вошли в ущелье.
Ошеломленный Курсин спасся бегством. После этого все батыры решили передать Бараку во владение освобожденный Курчумский регион. Тот разделил его между родами Отей, Саржомарт, Акнайман, Бура, Таз, Жарке и другие. И вместе с батыром из Саржомарта Танашем охранял покой своего народа. В последний год жизни у батыра Барака в одном из сражений с киргизами от пули пала лошадь. Он продолжил драться с врагами пеший. Киргизы, видя, что батыр не сдался, прекратили бой. Они обратились к нему с такой просьбой: «Казахи все равно нас не оставят в покое, если вы не против, покажите нам свою гриву»(По рассказам очевидцев, на спине у Барака была сизая грива, и что он владел гипнозом).Когда батыр, сбросив свои доспехи,
показал гриву, один из киргизов пустил ему в спину кинжал. Так нелепо погиб батыр Барак. В этот момент Аблайхаи со своим войском настиг врагов и разбил их наголову. Стояли жаркие летние дни, и погибшие, в том числе батыр Барак, были похоронены на поле боя. Батыру было воздвигнуто специальное надмогильное сооружение. При этом для кладки стен использовали головы убитых животных, чтобы создать шумовой эффект. Впоследствии останки Барака, говорят, были перевезены батыром Танашем на родину. Танаш-батыр слыл любимым другом, младшим братом батыра Барака и воспитанником великого Кабанбая. Танаш много лет вместе с ним воевал против джунгар.
По имеющимся сведениям, Танаш, разбив войска киргизов, убил их батыра Тогалака, отомстив за батыра Барака. Танаш участвовал в сражениях в 1730—1760 гг. против джунгар, калмыков, киргизов под руководством Аблайхана. Именем Танаша названы: сопка, жайляу в Курчумском районе, в Таскескенском районе Семипалатинского региона один из переходов Калбинского хребта, через который им были изгнаны калмыки. Он много раз воевал с калмыками, чтобы освободить сородичей, проживающих в Уланском районе. Под руководством Танаша сражения в этом районе происходили у Майтубека, Алгабаса и Сибинских озер. В одной из битв возле Таргына Танаш убил калмыкского предводителя батыра Конкая.
Танаш—выходец из Саржомарта (Саржомарт, Байдалы, Жаулыбай, Асылбай, Досымбет, Назар, Байбол, Танаш), Батыром, вышедшим из рода найманов-саржомартов, является и Куркебай. По рассказам очевидцев, оя умер в 1916 году в возрасте 85 лет. Его родословная следующая: Саржомарт, Байдалы, Жаулыбай, Амансылык, Бокас, Айткул, Сайке, ЗКануэак, Арыстан, Казангап. Байдос, Куркебай. Он боролся против царского самодержавия и местных баев. Однажды власти направили 60 солдат, чтобы поймать его и арестовать. Куркебай всех перебил до единого. О нем ходит очень много легенд. В одной из них говорится, что он охранял владения земляков в Уланском и Курчумском районах, жил в Алтайских горах и пил воду из реки Курчум. Батыр, преследуемый царскими властями. уехал к кереям (территория Китая), затем в Манчжурию, где местное начальство передало его губернатору Омска.
Губернатор, наслышанный о его ловкости и меткости, а также душевной доброте и безвредности, поставил следующее условие. «Вон проходит один человек. Если ты выстрелом из этого ружья снимешь с него шляпу, я отпущу тебя навсегда». Куркебай исполнил просьбу губернатора и вернулся на родину.
Об истории найманов можно написать многотомную книгу. Материала, собранного аксакалом Кембаем (моим отцом), вполне достаточно. Я бы хотел немного сказать о нем. Имел он всего лишь три класса образования. Не успев закончить Семипалатинскую совпартшколу, работал председателем ауылсовета, секретарем партийной организации рудника «Степной» Курчумского района. В 1939 году после окончания курсов партпропагандистов, до ухода в Советскую армию в 1942 г. работал директором Курчумского заготживсырья. С фронта вернулся инвалидом первой группы. Будучи инвалидом Отечественной войны, исполнял обязанности председателя сельсовета в с. Пугачеве Курчумского района, а в селе Маралихе этого района работал до 1995 года директором подсобного хозяйства разведочно — эксплуатационного рудника. В 1960- 85 годы занимался сбором материалов об истории найманов.
В этот период ушли из жизни многие особо отличившиеся товарищи. Среди них коммунист Павел Карташов, который погиб от рук врагов. Его похоронили в селе Пугачеве. Памятник ему стоит и сегодня.
В борьбе за установление и укрепление советской власти деятельное участие принимали Копен Ибраев, Аргын- тай Исин, Маит Раисов, Кылац Ауганбаев, Халел Смагулов, Иван Карпов, М. Садыков, В. Гадаев и другие.
Большая часть материалов, собранная моим отцом, в свое время была передана в «Казах адебиеты» (орган правления Союза советских писателей Казахстана), институт имени Ч. Валиханова Академии Наук, Казахской ССР. роздана отдельным лицам. К сожалению, все исчезло бесследно.
Дорогой читатель, если вас заинтересует история найманов, то я к вашим услугам. Мне жаль, что в молодые годы не смог помочь отцу в его нужном деле. Теперь вот сам взялся за перо.
И мне знакомы места и некоторые дела, описываемые аксакалом Кембаем, ибо я сам уроженец этого замечательного края. На руднике Маралиха в 1953 году окончил русскую среднюю школу. В тот период директором был уважаемый математик Степан Петрович Астапов, завучем— литератор Савелий Иванович Леонтьев, еще трудился заслуженный педагог, аксакал Кусаин Абушаев. Низкий поклон им и всему коллективу этой замечательной школы, воспитавшей многих прекрасных людей, в том числе подполковника КГБ Акатая Алипанова, горного инженера Куншуака Кисамбиева, Кенжебека У кина (бывшего второго секретаря обкома партии), Ермака Абушаева (бывшего секретаря Зайсанского, Курчумского райкомов партии). инженера-строителя, чернобыльца Кокена Дюсюпова и многих других.
Капез СЕЙСЕБАЕВ.
Усть-Каменогорск