IMG_20160518_191528

Сегодня я посетил персональную выставку Сержана Баширова «Керулен III», там было выставлено 82 работы мастера. Ознакамливаясь с его произведениями поймал себя на мысли, что совсем не знаю историю своего народа и благодаря этой выставке как  будто бы коснулся пластов древней цивилизации.

К примеру, рассматривая созданную мастером пайцзу

IMG_20160518_190720 IMG_20160518_190705 IMG_20160518_190750

(прим. мастера: «Пайцза — знаки отличия воинов Золотой орды, своего рода паспорт, вручалась должностным лицам, воинам и гонцам), поневоле представляешь воина с пайцзой, скачущего на коне и несущего важные вести. Или глядя на инсталляцию

IMG_20160518_190924 IMG_20160518_190912 IMG_20160518_190902 IMG_20160518_190856

«Казахский текстиль» видишь наших древних мастериц создающих национальный орнамент каждый узор которого несет нам какое-то послание из глубины веков.

Выставка проходит в галерее искусств ХАС ХАНАТ на Левом берегу (ул. Кунаева-Орынбор) при желании можете посетить, закрывается она 6 июня.

IMG_20160518_201608

Второй справа Сержан Баширов

А сейчас передаю слово профессионалам искусствоведам.

ПРЕСС-РЕЛИЗ

персональной выставки Баширова Сержана

«Керулен ІІІ»

 

Творчество этого мастера известно широкому кругу профессионалов и любителей ювелирного искусства. Баширов Сержан – постоянный участник казахстанских и зарубежных выставок, он достойно представлял искусство Казахстана на самых крупных международных площадках от Америки до Китая – это семинары, биеннале современного декоративно-прикладного искусства, ярмарки и т.д.

Персональная выставка в галерее искусств «Хас Санат» представляет особую грань творчества Сержана Баширова — основную часть экспозиции составляют декоративные панно и инсталляции, для изготовления которых автор использовал свои любимые материалы – серебро, полудрагоценные камни, дерево, кость, кожу и металл.

В этих работах ярко отражается авторское мышление, особенное, смелое, открытое эксперименту, совмещающее разные подходы – скульптора, ювелира, художника-монументалиста.

IMG_20160518_195856

Сержан Баширов любит работать сериями. Так, например, на выставке представлена обширная серия декоративных панно «Казахский текстиль». Как пришла автору интересная идея представить большое разнообразие традиционных форм казахского текстиля – сырмаков, текеметов, коржынов, тускиизов и др. в ювелирных материалах и техниках — загадка. Каждое панно — не только и не просто «сувенир», но одновременно рукотворное, единичное  изделие и произведение искусства, а главное, оно заставляет по-иному понимать и прочувствовать вечно живое наследие народных мастеров.

Баширов годами продолжает работать над сериями, это подтверждают панно-инсталляции «Керулен», «Казахский текстиль», серии, посвященные знакам отличий — «Пайцза» и «Уркер», серия «Воин» и др. Все произведения и даже сами серии имеют номера, но ни одна работа в точности не повторяет другую. Всякий раз автор ставит новые задачи, находит новые решения, воплощает иные идеи.

 

Особое значение в творчестве Баширова имеет орнамент. Это очевидно не только в выше упомянутых сериях, каждая работа, панно, инсталляция, украшение несет влияние композиционных принципов, пластических и ритмических особенностей национальной орнаментальной системы. Есть излюбленные автором мотивы — спираль и крест, древнейшие  знаки солнца и огня, которые возникают в произведениях Баширова снова и снова.

IMG_20160518_191642

Опыт скульптора чувствуется в решениях пространственных инсталляций, особой пластичной выразительности чередования форм, сочетания фактур.

Баширов всегда стремится сохранить максимум от натуральных, «исходных» свойств материалов – поэтому ощутимы почти в шаманской выразительности энергия первоэлементов – звучит фактура дерева, звенит блеск металлических фрагментов, умеет «разбудить» их особую, природную силу — переливаются цветные вставки камня, кости.

Интерес к архаике, смыслам древней символики знака, нарочитая грубоватость форм и техники, подчеркнутая избирательность и деликатность работы с цветом, использование художественных традиций мастеров-зергеров и одновременно импровизация, эксперимент отмечают современный, узнаваемый авторский почерк Мастера — Сержана Баширова.

 

Ардак Юсупова,

кандидат искусствоведения

 

IMG_20160518_195734  IMG_20160518_195743

Ақпараттык мазмұндама

Сержан Башировтың «Керулен III» атты көрмесі.

 

Бұл шебердің шығармашылығы зергерлік өнерді бағалайтын қауымға жақсы таныс. Баширов Сержан – отандық және шет елдік көрмелердің тұрақты қатысушысы, ол Қазақстан өнерін ауқымды халықаралық семинарларда, сәндік – қолданбалы өнер биенналесінде, жәрмеңкелерде лайықты деңгейде көрсетіп отырады.

Сержан Башировтың  «Хас Санат» өнер галереясындағы жеке көрмесі оның шығармашылығының ерекше қырын ашып көрсетеді. Экспозицияның негізгі бөлігін автордың тұрақты қолданатын материалдарынан (күміс,жартылай бағалы тастар, ағаш, сүйек, тері және металл) жасалынған инсталляциялар, сәндік паннолар құрайды. Аталмыш туындыларда мүсіндік, зергерлік, кескіндемелік әдіс – тәсілдер біріккен  батыл, ерекше, жаңашыл авторлық ой айқын көрінеді. IMG_20160518_190947   IMG_20160518_191826

Сержан Баширов сериялармен жұмыс жасағанды ұнатады. Мысалы, көрмеде «Қазақ текстилі» атты кең ауқымды сәндік паннолар сериясы ұсынылған. Қазақтың сырмақ, текемет, қоржын, тұскиіз сынды бұйымдарын зергерлік материалдар мен техникада көрсету  автордың тың ойларының бірі. Әр панно тек  «бұйым» ғана емес, қайталанбас көркемөнер туындысы, және ең бастысы, туынды халық шеберлерінің мәңгілік мұрасын басқаша сезінуге мүмкіндік береді.

Баширов жылдар бойы сериялармен жұмыс жасап келеді, бұл сөзімізге «Керулен», «Қазақ текстилі», «Үркер», «Жауынгер» атты панно-инсталляциялары дәлел бола алады. Әр сериядағы туындылар бірін – бірі қайталамайды, себебі автор қашанда алдына жаңа тапсырмалар қойып, оларды жаңаша шешіп отыруға тырысады.

Баширов шығармашылығында ою – өрнектің алар орны ерекше. Барлық туындыларынан оюдың композициялық түзілімінің, пластикалық және ырғақтық ерекшеліктерінің әсерін байқаймыз. Автордың күн мен оттың ежелгі белгілері болып табылатын ирек сызық (спираль)  пен крест сарынын ұнататынын атап өтуге болады.

IMG_20160518_191305 IMG_20160518_191237

Мүсіншілік қыры кеңістіктегі инсталяцияларының көркемдік шешімдерінен, формалардың ырғақты қайталанып отыруынан, әр түрлі материалдардың үйлесім тауып тұруынан байқалады. Баширов материалдың табиғи қалпын сақтап қалуға тырысады. Сондықтан туынды элементтерінің өзіндік ішкі қуаты сезіледі.

Көне заманға қызығушылық, белгілердің символикасы, зергер – шеберлердің дәстүрлеріне жүгіну сонымен қатар импровизация – барлығы Сержан Башировтың заманауи, ерекше авторлық қолтаңбасы.

 

Ардақ Юсупова,

өнертану ғылымының кандидаты