Большая часть казахстанских автомобильных и железных дорог была спроектирована и  построена в советский период. Так система автомобильных и железных дорог была направлена в основном на связь юга и севера страны, что стало причиной слабого развития транспортных коммуникаций с другими регионами страны.

Таким образом, необходимо обеспечить «лучевой» подход развития инфраструктуры исходя из направления развития макрорегионов.

На сегодняшний день протяженность автомобильных дорог Республики Казахстан составляет 128,3 тыс. км, из которых более 97,4 тыс. км автодорог общего пользования, в том числе 23,5 тыс . км республиканского значения и 73,9 тыс. км областного и районного значения.

На сегодня все крупные города страны связаны между собой существующими дорогами. Однако дороги, связывающие города-хабы, необходимо реконструировать и перевести на более высокую техническую категорию в зависимости от прогнозируемого увеличения среднесуточной интенсивности

движения транспортных средств. Вместе с тем, для сокращения протяженности дороги и времени пребывания в пути целесообразно рассмотреть возможность строительства между городами-хабами прямых дорог. К примеру, на сегодня дорога от Астаны до Актобе проложена через Костанай.

Строительство прямой дороги через Аркалык, Торгай, Карабутак сократило бы время пути между этими городами на 7 часов.

Направление Актобе — Шымкент реконструировано в рамках реализации проекта Западная Европа — Западный Китай и переведено в 1-ую и 2-ую технические категории. По направлению

Шымкент-Алматы ведутся строительные работы, которые будут завершены в 2016 году, и дорога будет переведена в 1-ую техническую категорию.

 

Состояние автомобильных дорог Республики Казахстан

Основными проблемами имеющейся транспортной инфраструктуры являются ее высокий износ и низкая пропускная способность. Износ казахстанских автомобильных дорог на сегодня составляет 33%, что не дает возможности развитию грузоперевозок в стране. Имеющаяся автодорожная инфраструктура нуждается в реконструкции имеющихся автомобильных дорог и строительстве новых.

Для снижения износа автодорог за период с 2001 по 2014 годы отремонтировано 58 тыс. км автодорог общего пользования, из них полностью восстановлено 14,8 тыс. км, что привело к улучшению состояния автодорог общего пользования на 31%.

На сегодня ведутся работы по строительству республиканских трасс для улучшения сообщений Астаны с регионами. Так, по направлению «Центр-Юг» работы ведутся на 273 км автодорог, по проекту «Центр-Восток» реконструкцией охвачены 570 км, в западном направлении ведутся работы на дороге Актау — Бейнеу, которые планируется завершить в 2016 году.

Реализация приоритетных автодорожных проектов в рамках настоящей Программы позволит сформировать целостную и эффективную инфраструктуру автомобильных дорог Республики Казахстан, дополнить мероприятия действующей Государственной программы развития и интеграции инфраструктуры

транспортной системы до 2020 года, обеспечить полноценную интеграцию макрорегионов страны по «лучевому» принципу.

В настоящее время вдоль автомобильных дорог республиканского значения расположены 2 357 объектов сервиса, из которых 41% приходится на автозаправочные станции, 42% на пункты торговли и питания, 5,3% занимают гостиницы, 7,3% — станции технического обслуживания, остальные 4,4% приходятся на автостоянки. В соответствии с национальным стандартом «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к объектам дорожного сервиса и их услугам» установлены общие

требования к услугам, предоставляемым на автомобильных дорогах общего пользования объектами дорожного сервиса и дорожной службы, а также правила их размещения и обустройства.

В целом, общая потребность на республиканской сети автомобильных дорог составляет более 400 комплексных объектов сервиса. На сегодняшний день имеются только 44 комплексных объекта с полным охватом всех сервисных услуг. Вместе с тем, большая часть объектов придорожного сервиса не соответствует минимальным требованиям качества обслуживания и не способна полноценно обеспечить ими как международные транзитные перевозки, так и внутренний спрос.

Сложившаяся ситуация обусловлена низкой инвестиционной привлекательностью, высокой капиталоемкостью и естественными коммерческими рисками.

 

Автодорожные проекты

На реализацию проектов в автодорожной отрасли из Национального фонда будут выделены средства на сумму 296,7 млрд. тенге, в том числе на:

1) строительство и реконструкцию автомобильной магистрали Центр-Юг (Астана — Караганда — Балхаш — Курты — Капшагай — Алматы) — 92 млрд. тенге, из них в 2015 году — 57 млрд. тенге, в

2016 — 35 млрд. тенге;

2) строительство и реконструкцию автомобильной магистрали Центр-Восток (Астана – Павлодар — Калбатау — Усть-Каменогорск) — 120 млрд. тенге, из них в 2015 году — 77 млрд. тенге, в 2016 — 43 млрд. тенге;

3) строительство и реконструкцию автомобильной магистрали Центр-Запад — 8,4 млрд. тенге, из них в 2015 году — 2 млрд. тенге на разработку проектно-сметной документации, в 2016 году — 6,4 млрд. тенге;

4) реконструкцию других дорог республиканского значения — 76,3 млрд. тенге, из них в 2015 году — 42 млрд. тенге, в 2016 году — 34,3 млрд. тенге.

 

Автодорожные проекты с участием МФО

С 2016 года будет осуществлено перераспределение займовых средств, сложившихся за счет экономии при освоении займов по проектам Западная Европа-Западный Китай и Бейнеу — Актау, в

размере 763 млн. долларов США на реализацию автодорожных проектов Курты — Бурубайтал, Узынагаш — Отар, Актобе — Макат, Жетыбай — Жанаозен с софинансированием из Национального фонда в сумме 4,6 млрд. тенге в 2016 году.

Для реализации проектов, предусмотренных Программой, в 2015 — 2016 годах будут подписаны новые займы на общую индикативную сумму 5 583 млн. долларов США, из них займы Европейского банка реконструкции и развития — 942 млн. долларов США, Всемирного Банка — 3 183 млн. долларов

США, Азиатского банка развития — 550 млн. долларов США, Исламского банка развития — 908 млн.

долларов США.

Железнодорожные проекты

На реализацию проектов в железнодорожной отрасли и транспортной логистики из

Национального фонда будут выделены средства на сумму 46,3 млрд. тенге через целевые трансферты

в республиканский бюджет с дальнейшей капитализацией АО «НК «КТЖ» на следующие проекты:

1) строительство вторых путей на участке Алматы-1 — Шу — 27,8 млрд. тенге, из них в 2015

году — 8,3 млрд. тенге, в 2016 — 19,4 млрд. тенге с софинансированием за счет средств АО «НК «

КТЖ» на сумму 11,9 млрд. тенге в 2016 году;

2) завершение строительства железнодорожной линии Боржакты — Ерсай — 6,7 млрд. тенге в

2015 году с софинансированием за счет средств АО «НК «КТЖ» на сумму 2,8 млрд. тенге, из них в

2014 году — 0,3 млрд. тенге, в 2015 — 2,5 млрд. тенге;

3) строительство паромной переправы в порту Курык, которое будет финансироваться по

следующей структуре: общая стоимость строительства — 16,4 млрд.тенге, из них из Национального

фонда в 2015 году — 4,8 млрд. тенге, 2016 году — 7,0 млрд. тенге, собственные средства АО «НК «

КТЖ» в 2016 году — 4,6 млрд. тенге.