В рамках реализации государственной программы «Нурлы жол», работы на проекте «Астана – Павлодар – Калбатау – Усть-Каменогорск» коридора «Центр-Восток» протяженностью 905 км предусматривают перевод автодороги под I и II техническую категорий.

В 2018 году введены в эксплуатацию участки «Астана –Ерейментау- Щидерты» км 115-165, 205-235, «Павлодар – Семей» км 465-541 , «Граница РФ (на Омск) – Майкапшагай (выход на КНР), через города Павлодар, Семей» км 870-906. Всего по итогам текущего года реконструировано 192 км коридора «Центр-Восток». В целом по данному направлению введено в эксплуатацию 596 км. 

На объектах реконструкции дорожники выполнили работы по усилению и устройству новой дорожной одежды с использованием щебеночно-мастичного асфальтобетона (ЩМА-20). Отличие ЩМА от плотного асфальтобетона заключается в его жесткой каркасной структуре, большим содержанием битума, который препятствует проникновению влаги внутрь слоя и образованию трещин, повышает устойчивость к старению. 
В целях обеспечения безопасности дорожного движения установлены дорожные знаки, металлическое барьерное ограждение, нанесена горизонтальная разметка. Всего, на объектах было задействовано 824 чел персонала и 733 единиц техники. Полное завершение реконструкции коридора планируется в 2019 году.

Автомобильная дорога «Атырау-Актау», общей протяженностью 897 километров, является частью международного транспортного коридора, соединяющего Россию и Центральную Азию, через который проходит транспортный поток из Узбекистана, Туркменистана и России. Протяженность участка автодороги по Мангистауской области составляет – 592 км., в том числе:  
I категория   – 68 км. 
II категория  – 386 км 
III категория –138 км. 
На сегодняшний день реконструкция автомобильной дороги «Атырау – Актау» по Мангистауской области завершена. На всей протяженности построено 3 путепровода через железную дорогу, 1 новый мост; объезды с. Шетпе и с.Жетыбай, реконструировано 2 существующих моста.  
Автомобильная дорога обеспечивает комфортный и безопасный проезд, снижает транспортные расходы на ввозимые в область  товары, снижает нагрузку на железнодорожный и авиа транспорт, кроме того  способствует развитию  малого и среднего бизнеса,  туризма, и открывает доступ к Каспийскому морю жителям соседних Атырауской, Актюбинской и Западно-Казахстанской областей.

21 ноября 2018 года В АО «НК «ҚазАвтоЖол» под председательством Председателя Правление Е.Кизатова и представителями CITIC construction (Ситик констракшн) прошло совещание по вопросам реконструкции участка «Талдыкорган-Калбатау-Усть-Каменогорск».

В Совещании принимали участие главный инженер Общества Каирбеков Арман Мерекеевич, директор филиала «Дирекции по строительству» Алибаев Тимур Момбаевич и главный инженер Нугманов Асылбек Муратович.

Со стороны CITIC construction (Ситик констракшн) присутствовали : Вице-президент – Yang Jiangiang; Глава Дивизиона Евразии – Li Jianhui; Исполнительный директор проекта – Wu Xiaodong; Заместитель Директора проекта – Liu Shengyong; Исполнительный директор Филиала – He Xiaoliang. 
Участники обсудили  основные вопросы по реконструкции участка.
Вице-президент – г-н Ян Цзяньцян ознакомил участников совещания с ходом выполнения проектно-сметных и строительно-монтажных работ, а также заявил о том что, предпринимаются все необходимые условия для реализации работ в установленные сроки. На сегодняшний день по всем участкам ведется заготовка дорожно-строительных материалов. Уделяется особое внимание контролю качества выполняемых работ, по всем участкам подготовлены и аккредитованы лаборатории, персонал укомплектован высококвалифицированными специалистами.

Основным заказчиком по строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог в Республике Казахстан выступает Акционерное Общество  «Национальная Компания «КазАвтоЖол» и в настоящее  время в  стадии разработки и завершения  с переходом на 2019 год находятся следующие проекты:

а/д Щучинск — Зеренда

км 0-30, подрядчик ТОО «Казахдорстрой»

 км 30-47, км 47-80 ТОО «Казахдорстрой»

Юго-Западный обход г.Астана

км 0-34 подрядчик консорциум ТОО «СП «КазГерСтрой» / China Xinxing Co. L.T.D

Центр-Юг «Астана-Караганда-Балхаш-Алматы» а/д «Граница РФ (на Екатеринбург) -Алматы»

ТОО «СП «Сине Мидас Строй»

Реконструкция автодороги Северный обход г.Караганды

Восточный обход г.Караганды.

Новое строительство дороги Восточный обход г.Караганды.

ТОО «МО-25»

Восточный обход г.Караганды.   Строительство двухуровневых развязок с путепроводами

 а/д «Ушарал – Достык»

км 0-60 ТОО «Кыран»,

км 60-120, км 120-184 ТОО «Казахдорстрой»

а/д «Талдыкурган-Калбатау-Усть-каменогорск

км 287-615 CITIC Construction L.T.D.

автодорога «Талдыкурган-Калбатау-Усть-каменогорск»

км 615-1073 АО «К-дорстрой»/ ТОО «Тодини» (члены консорциума с CITIC Construction L.T.D.)

Центр-Восток «Астана-Павлодар-Калбатау-Усть-Каменогорск»

км 1206-1251 участок Щидерты-Павлодар ТОО «Автодорсервис»,

км 1297-1343 участок Щидерты-Павлодар АО «К-дорстрой»,

км 419-432, км 541- 587 уч-к «гр. РФ (на Омск-Майкапшагай (на КНР)» ТОО «Павлодар жолдары»,

км 587-634  участок «гр. РФ (на Омск-Майкапшагай (на КНР)» ТОО «Тодини»,

км 634-676  участок «гр. РФ (на Омск-Майкапшагай (на КНР)» ТОО «Гордорстрой»

автодорога «Калбатау-Майкапшагай»

км 906-1321 China Xinxing Co. L.T.D./ ТОО «СП «КазГерСтрой»

автодорога Кустанай — Карабутак

км 392-427 ТОО «Иврус»,

км 427-457 ТОО «АБК Автодор НС»,

км 459-484 ТОО «Казахдорстрой»,

км 484-503 ТОО «Казахдорстрой»

автодорога «Атырау-Актау»

км 0-63, км 63-85  ТОО «Теміржол Жөндеу»

автодорога «Астана-Петропавловск-гр. РФ»  

км 525-496, км 496-465 АО «К-дорстрой» 

автодорога «Мерке-Бурылбайтал»

км 7-273 консорциум China Xinxing Co. L.T.D./ ТОО «АБК Автодор НС»»

Также в ближайшее время разыграются тендера финансируемые Европейским банком реконструкции и развития или Азиатским банком развития  на реконструкцию следующих автомобильных дорог:

участок Капшагай – Курты 67 км дороги (участок автомобильной трассы «Центр-Юг», соединяющей города Астана и Алматы

автодорога «Актобе — Атырау – Астрахань» по следуюшим лотам:

Актобе – Макат км 52-100

Атырау – Астрахань км 616-648, км 648-693, км 693-753, км753-833.

При наличии финансовых возможностей предлагается для потенциальных инвесторов Концессионный проект «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог Туркестанской области 1-технической категории с 4-х полосным движением».

Характеристика проекта:

Проект направлен на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог с категорией 1-Б с 4-х полосным движением и общей протяженностью 254 км. В состав проекта входят строительство автомобильных дорог: обход г. Шымкент (48 км), обход г. Сарыагаш (52 км), участок Абай-Кызыласкер (32 км) и реконструкция подъезда Кызыласкер-Чиназ к пункту пропуска Конысбаев, протяженностью         32 км, а также существующая автомобильная дорога  Северный обход г. Шымкент – 36 км и участок дороги А-2 (Шымкент – Ташкент ) – 72 км.

Срок реализация концессионного проекта составляет 19 лет, из них 4 года (2019-2023 гг.) – период строительства, а период эксплуатации автомобильной дороги составляет 15 лет (2023-2038 гг.).

Строительство данных обходов стала востребованной в связи с Указом Президента Республики Казахстан «О некоторых вопросах административно-территориального устройства РК», отнесением города Шымкент к категории республиканского значения и переносом административного центра Южно-Казахстанской области из города Шымкент в город Туркестан, а также переименованием Южно-Казахстанской области в Туркестанскую область.

Основной целью строительство является уменьшение пробки на дорогах в городах Шымкент и Сарыагаш, улучшение качество дорожной инфраструктуры, что приведет к уменьшению деградации окружающей среды и снижению шумового загрязнение, а также реализация данного проекта способствует развитию и повышению транзитного потенциала путем выхода до гр. Республики Узбекистан, достижение увеличения объема транзитных грузов по территории Республики Казахстан, снижение транспортного потока проходящего через г. Шымкент и Сарыагаш.

Строительство данных обходов г. Шымкент и г. Сарыагаш даст импульс развитию Южному региону Казахстана (Туркестанская область). Кроме того строительство скоростных дорог позволит увеличить культурный и экономический обмен между Узбекистаном и Казахстаном.

На этапе эксплуатации, в дополнение к Юго-Западному обходу Шымкента, Обходам Сарыагаша, Абая, Кызыласкера и подъезду «Кызыласкер — Чиназ», будут включены также эксплуатация Северного обхода Шымкент (36 км) и автодорога Шымкент-Ташкент (72 км). Общая протяженность составит 254 км.

В настоящее время ведется разработка консультантами с Азиатского Банка Развития конкурсной документации, в том числе, ТЭО.

Объявление конкурса – декабрь 2018 года.

В 2018-2019 годах завершается разработка проектно-сметной документации по ряду проектов, которые будут выставлены на тендер в следующем году, это:

автодорога Центр-Запад Астана-Аркалык-Торгай-Иргиз-Шалкар общей протяженностью 1273 км

автодорога Карабутак-Комсомольское-Денисовка-Рудный-Костанай км 389+406,  км 427-457, км 459+661 км 484-503 км 509+900.

Подъезд к Кокшетау 282-289 км (7 км)

Обход г. Петропавловска км 0-8 (8 км)

Обход с. Балпык и с. Бактыбай км 235-259

Восточный обход г. Павлодар протяженностью 52 км.

Приложение:

  1. Таблица – «Реализуемые проекты. Объекты строительства и реконструкции» https://cloud.mail.ru/public/H4Kw/Wa3KBjRD1
  2. Таблица – «Разрабатываемая проектно-сметная документация в 2018 году» https://cloud.mail.ru/public/EKnC/kLbpL9NA2

Советник-эксперт  по строительству                               К. Сакабаев