Источник Портал Valinta.kz (Валинта.kz)

Планируя любые траты, необходимо заранее все подсчитать. Давайте разберемся, что такое смета, тогда можно быть уверенным в том, хватит ли денежных средств на запланированные работы.

1. Что такое смета расходов

Если вы не знаете, что такое смета, то наверняка хоть раз составляли списки покупок. Смета — это расчет всех предполагаемых затрат, которые будут произведены для достижения какой-либо цели в установленный временной промежуток.

Смета в строительстве — это обязательный документ, с которым исполнитель знакомит заказчика и планирует свою работу на объекте. Строительная смета составляется при помощи специальной сметной программы, например STROYSMETA.kz.

Из сметы можно узнать, какова окончательная стоимость строительства объекта, какую часть составляют расходы на покупку тех или иных материалов/работ. Тщательный анализ и календарное планирование позволит оценить, все ли строительные нормы будут выполнены, а также узнать, есть ли возможность снизить стоимость.

2. Смета расходов: как составить

Если речь идет о регламентированных документах, то специальными нормативными актами профильные ведомства утверждают формы смет и издают инструкции по их заполнению. Если же строгий порядок составления нигде не прописан или если смета составляется по собственной инициативе, то используйте любой подходящий вам бланк.

Подробно распишите все предполагаемые траты, сгруппировав их по видам расходов. В итоге высчитайте итоговую сумму расходной части и определите остаток. Сметы могут составляться на один период или в разрезе нескольких временных отрезков, например поквартально.

В процессе составления смет для хозяйственной деятельности, даже если их формы не регламентированы, следует придерживаться правил. Существует несколько методов составления смет:

Сметный. Его используют в целом по предприятию. Смету составляют на основании исходных данных, которые вносятся в соответствующие разделы документа.

Сводный. Применяют при составлении итогового документа на основе суммирования смет различных производственных процессов.

Калькуляционный. Используется преимущественно при определении себестоимости готовой продукции. В смету вносятся все мельчайшие затраты, понесенные за каждую составляющую. Здесь учитываются все прямые расходы и доля непрямых.

Позаказный. Используют при составлении сметы расходов на изготовление готовой продукции в разрезе отдельных заказов.